Главная » 2024 » Февраль » 13 » Герои скупы на слова…
10:12
Герои скупы на слова…

15 февраля для Александра Ивановича Казакова – это прежде всего день встречи с друзьями, разговоры о семье, детях, внуках, возможность поделиться новостями, успехами в жизни. И ни слова о войне. Те, кто однажды попал в беспощадное жерло Афгана, не любят вспоминать прошедшие события и на вопросы журналистов отвечают кратко, не углубляясь в подробности, очень неохотно возвращаясь в укромные уголки своей памяти, где надолго затаились воспоминания о боевой юности.

Александр Казаков родился в 1959 году. Жил с родителями в с/х «Большевик», рос обычным советским мальчишкой: ходил в школу, летом с друзьями играл в футбол, зимой – в хоккей. Окончив учебу, прошел в ДОСААФ программу подготовки водителя транспортных средств, а потом работал шофером в совхозе до самого призыва в ряды Советской Армии в 1978 году. И даже представить себе не мог, что ему когда-то придется служить в далекой стране Афганистан.

Попал туда будущий десантник не сразу. После «учебки» его распределили в 351-й гвардейский парашютно-десантный полк, располагавшийся тогда в п. Азадбаш (район города Чирчик) Ташкентской области Узбекской ССР. Здесь он отслужил почти год, и даже возил на «уазике» начальника штаба полка (пригодились полученные права).

К концу 1979 года полк был расформирован, а на его базе организована 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада, в составе которой Александр и попал в Баграм. Это была одна из ключевых баз советской авиации на территории Афганистана – аэродром помимо боевых задач также использовался как транспортный узел. Личный состав части, где служил Казаков, обеспечивал охрану военного объекта, сопровождал колонны с боеприпасами, продовольствием до заданного пункта назначения. Бамиан, Чарикар… Мы узнавали об этих местах от телевизионных дикторов и через «картинки» новостей, а он – через собственные боль, пот и кровь…

«Поначалу было страшно… Даже очень,.. - вспоминает ветеран боевых действий в Афганистане. - Но человек так устроен, что привыкает ко всему, в том числе и к смертельной опасности. Не раз ходил по лезвию бритвы, но судьба меня уберегла…»

Александру Ивановичу во время боевых операцией приходилось прыгать с парашютом и с вертолета, и с самолета, принимать участие в спасении окруженных бойцов, вести грузовик по горному серпантину почти на ощупь, с трудом угадывая в дыму очертания впереди идущего транспорта, висеть над пропастью в чудом несорвавшейся вниз «шишиге» (тентованый ГАЗ-66) вместе с сослуживцами, ставить в полевых условиях систему раненому товарищу и от всей души молиться, чтобы он выжил… И много еще чего приходилось… Но герои скупы на слова…

Намного охотнее А.И. Казаков рассказывал, как им в Баграме жал руку и улыбался Бабрак Кармаль – генеральный секретарь Народной демократической партии Афганистана, Председатель Революционного совета (глава государства). Или как его, молодого солдата, назначили гранатометчиком и водителем топпривязчика, и они ездили по окрестностям на специальной машине, готовили материал для крупномасштабных карт. Точные изображения территории другого государства, тем более со столь сложной и разнообразной местностью, должны были помочь в передвижении солдат, планировании боевых действий, привязке элементов боевых порядков артиллерии.

Физически Александр слабаком не был. Но даже ему, привыкшему к крестьянскому труду парню, пришлось на этой топографической службе не сладко. Его ежедневное снаряжение, помимо самого геодезического прибора весом около
15 килограммов, включало аккумулятор к нему, взрыв-пакет (секретные данные не должны были достаться противнику), «шайтан-трубу» (гранатомет с боеприпасами), автомат и четыре спаренных (примотанных друг к другу изолентой) рожка с патронами, аптечка, сухпаек, фляжка…

«Неделю на операции бываешь, и все это на себе таскаешь. Редко когда получится прибежать в машину, что-то положить, - говорит ветеран. - Это еще спасибо старшему лейтенанту моему, помогал. И вот приедешь на базу, скинешь все и идешь, как будто до земли ногами не дотрагиваешься, так тебе легко!..»

Разговариваешь с Александром Ивановичем и понимаешь – воспоминания, как шрамы в памяти и на сердце, ноют до сих пор. И многое из рассказанного было озвучено только с подачи Татьяны Александровны, супруги ветерана, которая все 43 года совместной жизни со всей чуткостью и любовью извлекала на свет те осколки прошлой боли.

Уроженка села Черемоховка пленила бравого десантника, только вернувшегося из армии, можно сказать, одним взглядом. Случайная встреча с Татьяной не выходила из головы Александра, и он взял штурмом сердце красавицы – молодые люди поженились на третий месяц знакомства.

И, скорее всего, благодаря своей улыбчивой, светлой жене А.И. Казакову стало несложно привыкнуть к мирной жизни, не озлобиться, а найти работу по душе, поднять двух сыновей, любить и баловать внучек, почти 50 лет ездить без единой аварии, да и просто жить…

Как и большинство участников афганской кампании, Александр Иванович имеет ряд правительственных наград, в том числе – медали «70 лет ВС СССР», «От благодарного афганского народа», «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане». Ему, бывшему солдату, они дороги. За этими наградами – память о том, что раз и навсегда перевернуло всю жизнь, оставило в сердце незатихающую боль. В то же время это знак того, что силой духа реально противостоять самым серьезным испытаниям.

 

Просмотров: 3 | Добавил: Ferrum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar